Скоро в журнале Рейс статья о нашей новинке!
Десятиметровый В сегменте междугородних автобусов средней вместимости появилась новинка – 43-местный китайский Zhong Tong
Автобусы максимально эффективны при соответствии вместимости пассажиропотоку на данном маршруте. Отправить в рейс недостаточно вместительную машину – значит оставить часть пассажиров без услуг, а в конечном итоге отдать прибыль конкурентам. С другой стороны, и перебор вреден. Гоняя излишне большой автобус с десятком незанятых мест, будете терять деньги на эксплуатационных расходах. Поэтому спрос у перевозчиков находят разные модели – чем точнее выбор, тем выше прибыль.
Один из дилеров китайского бренда Zhong Tong («Зонг Тонг»), Москва компания AUTOBOSS, ориентируется на транспортные расходы пассажирских перевозчиков Центрального федерального округа, где автобусы средней вместимости пользуются спросом на многих маршрутах. Речь идет о перевозках между областными центрами и, частично, внутри региона — но в тех случаях, когда достаточно 40-50 посадочных мест. Как правило, протяженность маршрутов составляет 300-500 км. Местность в основном равнинная, поэтому оптимальная конфигурация автобусов предполагает наличие дизельного двигателя мощностью до 300 л.с. и простейшего механическая коробка передач. В китайском варианте модель с такими параметрами оказывается очень привлекательной по цене — то, что нужно региональным перевозчикам.
Высоко сижу
43-местный автобус Zhong Tong LCK6109HQ-H-RU – абсолютная новинка в сегменте 10-метровых междугородних моделей данной марки. Если точнее, габаритная длина машины 10,15 м, а полная масса составляет 15 000 кг. Основа конструкции – несущий каркасный кузов-монокок с высоким полом, под которым разместилось обширное, объемом 4,5 кубометра, багажное отделение. Слева по борту дверей нет, справа – две одностворчатые. За передней дверью (через нее же проходит к своему рабочему месту водитель) – три ступени лестницы. Входя через центральную дверь, делаем уже четыре шага наверх. Да, забираться высоко, зато и обзор через окна на окружающие пейзажи отличный. В общем, типичная кон- фигурация автобуса, которому не требуется высаживать пассажиров каждые два километра. Сели, и едем. Можно даже подремать в пути… Компоновка салона включает 11 рядов сидений 2+2 с центральным проходом. По правому борту 10 рядов с промежутком для прохода через центральную дверь. Последний ряд кресел на «галерке» пятиместный. Расстояние между рядами сидений 72 см, что соответствует катего- рии «две звезды» по международной классификации комфортабельности автобусов. Конечно, в «пяти звездах» будет просторней – там целых 90 см до соседа спереди, но растягивать по длине достаточно компактный межрегиональный автобус, в котором пассажиры проводят 3-6 часов, нерационально. Высота потолка в салоне над центральным проходом 1960 мм, что тоже нормально для мо- дели данного назначения габаритной высотой всего 3430 мм. Багажные полки сверху, противосолнечное тонирование стекол, шторки на окнах, кондиционер, 35-киловаттный автономный отопитель и прочие блага цивилизации присутствуют в должном объеме.
В крейсерском режиме
Максимальная, она же крейсерская, скорость автобуса Zhong Tong LCK6109HQ-H-RU по хорошей дороге – 100 км/ч. Быстрее нельзя, из со- ображений безопасности скорость ограничена электроникой. Помимо технического ограничения, не забываем и про юридическое. Даже на платных автомагистралях, где транспорту категории B разрешено двигаться со скоростью 130 км/ч, автобусам (даже тем, где все сиденья оборудованы ремнями без- опасности) развивать выше 90 км/ч запрещено. На флагманских «туристах», вроде Zhong Tong LCK6127H с 375-сильным 9-литровым мотором, нередко заявлена скорость 120 км/ч, что имеет, скорее имиджевый смысл. Здесь же, на межрегиональной модели 6109, мощность двигателя со- ставляет 270 л. с. Этого более чем достаточно для постоянного движения на «максималке» даже на затяжных подъемах и обеспечивает 15-тонной машине должную динамику разгона. Применение двигателя относительно скромного рабочего объема – в данном случае, 6,8-литрового Weichai WP7H270E50 – дополнительно снижает цену автобуса, расход топлива, затраты на запчасти при ремонте и т. д. Выбор двигателя именно марки WP не удивляет – это не какой-нибудь сторонний, а «свой» агрегат. Напомним, компания Zhong Tong Bus (подразделение Sinotruck) входит в ту же госкорпорацию Shandong Heavy Industry Group, что и моторостроительный гигант Weichai Power. Шестицилиндровый рядный турбонаддувный дизель WP7H270E50 собран на чугунном гильзованном блоке с чугунной 24-клапанной головкой. Распредвал нижнего расположения приводится шестернями со стороны маховика. Привод клапанов через толкатели, штанги, коромысла и двуплечие мосты – по одному на каждую пару впускных и выпускных. Топливная аппаратура Common Rail, соответствие нормам Евро‑5 достигнуто нейтрализацией окислов азота раствором мочевины. Моторы семейства WP7 широко распространены на китайских грузовиках и автобусах, различной спецтехнике, автомобилях МАЗ и пр. Опыт эксплуатации и ремонта в России накоплен немалый. Как и на большинстве китайских междугородних автобусов, двигатель расположен в заднем свесе кузова блоком вертикально. Применять узкоспециализированный агрегат с горизонтальной ориентацией цилиндров не пришлось. Мудрить нет необходимости, ведь это не городская модель – пассажирский салон здесь высоко, а в задней части он вообще уходит под потолок амфитеатром, оставляя огромное пространство для моторного отсека снизу. По этой же причине конструкторы обошлись без изощренной европейской экзотики с косым расположением двигателя и, соответственно, без уникального ведущего моста, в котором ведущая шестерня скрещена с ведомой осью не под прямым, а под острым углом. Все просто и без затей, разве что редуктор моста зеркально «перевернут» по сравнению с мостами грузовиков, поскольку силовой агрегат стоит не спереди, а сзади, и ориентирован маховиком вперед. Аналогично, вторичным валом вперед, установлена и коробка пере- дач – простая механическая Fast Gear 6DS130 с шестью ступенями. Привод механизма переключения с двумя длиннющими тросами, ведущими через весь автобус в задний свес. В схему трансмиссии также входит индуктивный ретардер Telma, тормозящий ведущие колеса без трения и износа деталей. Замыкает силовую цепь ко- ротенький карданный вал. Как все это «хозяйство» умещается продольно между задним бампером и мостом? Очень просто. Длина заднего свеса кузова составляет внушительные 3390 мм. С таким «хвостом» по ухабам никто ездит. Эта техника предназначе- на только для асфальта и преодолева- ет «лежачих полицейских» предельно осторожно на минимальной скорости. В остальном конструкция шас- си традиционна для современных междугородних автобусов. Подвеска пневматическая «по кругу»: спереди независимая на двух пневмобаллонах, сзади зависимая на четырех. Тормоза всех колес дисковые, пневматические.
Всерьез и надолго
Известная проблема автотехники ки-тайских марок на нашем рынке – отсутствие цивилизованных дилеров – постепенно решается. Простейшая схема взаимоотношений импортера и конечного приобретателя – «купил, и разбежались», уже вызывает неприятие перевозчиков, привыкших к тех- нике западных марок. И в конкурентной борьбе часть дилеров переходит на новый формат работы, обзаводясь сервисными центрами, складами запчастей и прочей инфраструктурой. В частности, компания «АВТОБОСС», открыла СТО в Туле, куда клиенты уже пригоняют на ТО и ремонт свои автобусы Zhong Tong. На очереди сервисные центры в Москве и Курске. Крупные же перевозчики, по традиции, будут обслуживать технику автопарков самостоятельно, приобретая запчасти у дилера.
Антон Уткин, 2024 СЕНТЯБРЬ РЕЙС